Завершившаяся в конце минувшей недели в Париже Международная выставка вооружения и военной техники сухопутных войск и наземных средств ПВО Eurosatory-2016 не принесла сколько-нибудь заметных, прорывных идей. К такому выводу можно придти, если взглянуть на так называемые «новинки», представленные на экспозициях во французской столице.
В частности, одной из главных премьер Eurosatory-2016 была названа бронемашина Centauro II MGS 120/105 - улучшенный вариант прежней бронированной колесной базы, основное обновление которой, как выяснилось, было заключено в замене основного типа вооружения со 105-мм пушки на орудие калибром 120-мм.С повадками «дальнобойщика»
Колесные машины под маркой Centauro серийно выпускаются итальянским концерном, в состав которого входят производители грузовиков и малолитражек Iveco и FIAT, а также оружейная компания Oto Melara. Из менее чем пятисот машин этого типа, выпущенных за время производства, около сотни помимо итальянской армии попали в испанскую. Интересно, что боевая машина, созданная для армейских частей, вобрала в себя немало элементов гражданской колесной техники.
В частности, «Кентавр» получил комфортную независимую подвеску, которая позже использовалась для большегрузных автомобилей. К слову, популярные у «дальнобойщиков» всего мира грузовики Iveco ценятся именно за это - за комфорт и удобства при езде, за некий вальяжный стиль поведения на дороге...
Первый прототип нового колесного броневика, получившего имя Centauro II, был выпущен лишь в конце минувшего года, и, как сообщают западные СМИ, пока он еще не завершил всех испытаний. Известно, что ключевым отличием новой машины от предыдущей модели «Кентавра» стала 120-мм пушка. В то же время производители к числу нововведений относят также обновление силовой установки (новый двигатель на броневике повторяет параметры грузовиков той же фирмы Iveco), новый дизайн корпуса с улучшенным бронированием и даже «цифровую аппаратуру контроля за давлением воздуха в шинах».
Последняя «новация», мягко говоря, удивляет, учитывая, что система подкачки колес на наших БТР применяется еще с советских времен и позволяет компенсировать давление даже при наличии шести (!) пробоин на каждое колесо пулей калибра 7,62-мм.
В планах у итальянцев - закупка значительного числа обновленных Centauro для замены парка машин предыдущей конструкции. Позитивных настроений потенциальным эксплуатантам добавляет и тот факт, что 120-мм пушка может использовать боеприпасы производства германской группы Rheinmetall, применяемые на танках Leopard-2. Речь идет о бронебойных подкалиберных, многоцелевых (с программируемым взрывателем) и осколочно-фугасных снарядах. Как сообщается, испытательные стрельбы этими боеприпасами были успешно выполнены в прошлом году.
С учетом применения дульного тормоза и механизмов снижения отдачи, новая пушка Centauro подтвердила свое моральное право быть водруженной на этот броневик на колесах.
Колесный танк - не танк на колесах
Именно противоречия в размещении мощного вооружения на относительно легкое колесное шасси во все времена сопровождали внедрение этого вида техники. Колесная база, незаменимая для совершения длительных маршей, была зачастую нецелесообразна в реальных боевых действиях, в противостоянии с настоящими «властелинами» поля боя - танками. Известно, что ни одна колесная бронемашина – ни итальянская Centauro, ни французские ERC-90 и AMX-10RC, ни американская M1128 MGS - не обладала сколько-нибудь существенной броней.
Даже «новейшая» Centauro II получила лишь алюминиевое бронирование. По оценкам специалистов, в ряде ситуаций такая «броня» не способна выдержать даже выстрел из пулемета калибра 12,7-мм.
Не самым лучшим образом показала себя и ходовая часть на колесной базе. Удобная на шоссе или хотя бы на грунтовой дороге, она зачастую неважно чувствует себя на бездорожье. Вальяжная независимая подвеска сыграла с итальянцами злую шутку: во время выполнения задач в Сомали механики из итальянского контингента Оперативной группировки ООН вынуждены были весьма часто менять как поврежденные шины, так и детали трансмиссии.
Правда, в дальнейшем броневик доработали, увеличив ресурс ходовой части. Тем не менее колесная база оказалась не в выигрыше и при преодолении препятствий. Так, во время боевых действий в Ираке итальянские «Кентавры» (Италия входила в состав Международной коалиции, хотя и направила свой контингент уже после завершения острой фазы конфликта) не могли преодолевать баррикады и другие искусственные препятствия, устраиваемые в иракских городах.
Значительной критике подвергается и противоминная защита колесных бронемашин. По некоторым оценкам, она не дотягивает даже до уровня БТР, не говоря уже о БМП. По сути, как отмечают эксперты, опыт локальных конфликтов, в которых довелось принимать участие бронированным машинам на колесной базе, показывает только одно их логичное применение – в качестве разведывательной или дозорной машины.
Кстати, этот принцип был с успехом реализован на одной из самых удачных советских машин этого класса – БРДМ (модели под литерами 1 и 2). Имея относительно легкое вооружение (14,5-мм пулемет КПВТ и 7,62-мм ПКТ), машина обладала полноприводным шасси с регулируемым давлением в шинах, а также имела специальные выдвижные колеса, позволяющие преодолевать рвы и траншеи. Основным предназначением БРДМ было обеспечение связи командования с подразделениями, действия в качестве машины разведки (дозора), в общем, выполнение задач, не связанных с непосредственным участием в боевых действиях открытого характера.
Ставка на аэромобильность
В СССР в 1970-х годах предпринимались попытки монтажа мощных противотанковых пушек на колесную базу. В частности, опытно-конструкторские работы по проекту «Жало-С» велись в ЦНИИ «Буревестник». Самоходная противотанковая пушка калибра 85-мм, установленная на шасси производства Горьковского автозавода, оказалась первой в мире самоходной пушкой, в боекомплекте которой имелся оперенный подкалиберный снаряд.
Правда, по показателям бронепробиваемости (применительно к танками типа Ml и «Челленджер») это орудие показало себя не с самой лучшей стороны. Кроме того, негативными факторами стали высокая отдача, а также большие габариты броневика и его неустойчивость при стрельбе. В итоге работы по проектам «Жало-С» и «Жало-Б» (буксируемое противотанковое орудие на лафете) были прекращены. Единственный сохранившийся опытный образец 85-мм самоходной пушки на шасси БТР-70 сегодня выставлен в Центральном музее бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке.
По мнению военного эксперта Вячеслава Харитонова, который, в свою очередь, ссылается на работу доцента кафедры «Колесные машины» МГТУ им. Н.Э. Баумана, кандидата технических наук Сергея Попова «Перспективы развития и возможности качественного повышения ТТХ бронированных машин сухопутных войск», абсурдность самой идеи «колесного танка» вытекает из сравнения тактико-технических и экономических характеристик боевых машин на колесном и гусеничном ходу.
Так, преимущества колесной бронетехники по скорости движения сегодня практически нивелированы благодаря развитию двигателей гусеничных танков. Они, как отмечает эксперт, могут развивать скорость до 70 км/ч, тогда как колесные бронемашины, даже имея меньшие весовые характеристики, двигаются со скоростью максимум на 10-20 км/ч больше.
Зато колесная бронетехника заметно уступает гусеничным машинам по так называемой «тактической проходимости». Подвижность танков на колесах непосредственно на поле боя значительно снижается, особенно в период распутицы. В то же время у «стандартных» танков она в любое время года и на любой местности остается неизменно высокой. Как отмечает Сергей Попов, здесь все зависит от удельного давления на грунт: чем оно меньше, тем больше возможностей для движения по мягким грунтам. У гусениц танков этот показатель несоизмеримо выше.
К слову, в российской армии ставка сегодня сделана на гусеничные бронированные машины, способные нести орудия крупного калибра. Достаточно сказать, что после уже упомянутого проекта «Жало-С», ни о каких разработках колесных броневиков с тяжелым вооружением, слышно не было. Что же касается преимуществ бронемашин на колесном ходу по мобильности, на которых настаивают сторонники развития этого вида техники, то этот показатель в настоящее время с лихвой перекрывается возможностями по доставке гусеничных танков авиационным и железнодорожным транспортом, а также большегрузными автомобильными трейлерами.
Вот и новую самоходную противотанковую пушку 2С25 «Спрут-СД» калибром 125-мм выполнили на гусеничной базе. При этом мобильности машине не занимать. Достаточно сказать, что «Спрут» может запросто десантироваться парашютным способом с самолетов типа Ил-76 и Ан-124, а также перевозиться на внешней подвеске транспортного вертолета Ми-26.
Автор: Дмитрий Сергеев
Свежие комментарии