В зале Великой Отечественной войны Музея ДКБФ на одном из стендов помещена фотография: самолет «ДБ-3ф», с прикрепленной к фюзеляжу торпедой, уходит в море на «свободную охоту». Такие полеты бомбардировщики совершали часто. Они шли над вражеской территорией, преодолевая завесы зенитного огня.
В назначенном районе торпедоносец поворачивал в сторону моря.
Здесь он снижался до видимости поверхности моря, и экипаж начинал поиск.Долгими часами всматривались в прикрытый дымкой горизонт. Всякое бывало в таких крейсерских полетах. Вдруг кто-нибудь из экипажа взволнованным голосом кричал:
— Вижу цель!
Начиналась лихорадочная работа. Штурман быстро производил расчеты, летчик — снижал самолет и выводил его на боевой курс, стрелки-радисты приникали к пулеметам. Потом оказывалось, что цель никудышная — какая-нибудь шаланда или малый тральщик, на которую и торпеду-то жалко тратить. Отворачивали от нее, предварительно дав несколько пулеметных очередей по мечущимся на палубе фашистам.
Вновь начинался томительный поиск. А на зов шаланды часто прилетали «мессершмитты». Встреча с ними не сулила ничего хорошего для одиночного бомбардировщика.
Как правило, торпедоносец уходил в облака, менял курс и начинал поиск в другом районе. Бывало, что приходилось возвращаться на свой аэродром, как говорится, с пустыми руками. Но это случалось редко. Балтийские летчики упорно искали врага, находили его и уничтожали.
Кто же те люди, которые бесстрашно прорывались далеко за линию фронта, искали в морских просторах вражеские корабли и топили их?
В газете «Красный флот» от 25 января 1944 г. опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении группе военных моряков звания Героя Советского Союза. Среди двух десятков имен мы читаем: Бунимович Юрий Эммануилович, Советский Михаил Алексеевич. Много общего было у этих людей. Оба — гвардейцы, оба старшие лейтенанты. Долго служили в одной части, вместе летали на одном самолете и одерживали победы. Каждый имел по три ордена Красного Знамени, и Героями стали одновременно. И все же жизненные пути и судьбы у них различны.
Юрий Бунимович был старше своего друга на два года и раньше его пришел в авиацию. Но войну встретили вместе, в первый же день. Бунимович летал на «ДБ-3» летчиком, а Советский на «МБР-2» — штурманом. Бомбили вражеские танковые колонны на дорогах Прибалтики, ставили мины на путях фашистских кораблей, участвовали в налетах на вражеские города и порты.
Однажды, отбиваясь от «фоккеров», самолет Бунимовича получил большие повреждения и загорелся. Теряя сознание от потери крови и плохо различая землю из-за густого дыма в кабине, Юрий тянул изо всех сил на свой аэродром и сумел все же посадить самолет.
Товарищи не надеялись, что он сможет снова летать. Обожженные лицо, руки и тело, тяжелое ранение, казалось, надолго прикуют летчика к инвалидной постели. Но не таков был характер у балтийского летчика. Через полгода он снова вернулся в полк и стал летать вместе с Мишей Советским на одном самолете. Как-то спросил Юрий своего штурмана:
— Откуда, Миша, у тебя такая необычная фамилия?
И услышал из уст друга удивительную историю...
Своих родителей Миша не помнил. Кто они такие, чем занимались, где жили, как их звали и величали — ничего этого не знал. Маленького мальчика подобрали в какой-то подворотне московские чекисты и определили в детский дом. Было это в 1922 году. Там и дали ему фамилию — Советский!
Воспитатель детского дома рассказывал позже Мише, что, принимая его от чекистов, он сначала в карточку записал только одно слово — Миша. Потом хорошенько посмотрел на мальчугана, определил на глазок, что ему около пяти лет и записал год рождения — 1917. Это был год рождения Советской власти, и у воспитателя мелькнула мысль — окрестить бесфамильного мальчишку гордым именем — Советский!
Твердой рукой он крупно вписал в формуляр фамилию малыша. А отчество Мише воспитатель дал от своего имени — Александр. Вот и стал безымянный беспризорник полноправным советским гражданином — Михаилом Александровичем Советским.
Юрий Бунимович знал и о боевой удаче своего товарища. Еще в 1941 году, в первые дни войны Миша Советский на своем «МБР-2» обнаружил и потопил вражескую подводную лодку.
Через несколько недель, выполняя разведывательный полет над Финским заливом в паре с другим «МБР-2», наши самолеты подверглись атаке двух «фоккеров». Наши летчики знали насколько опасны эти фашистские истребители для грузных и тихоходных «МБР-2». Разгорелся воздушный бой. Наши разведчики отбивались пулеметным огнем. Миша Советский вертел пулеметом из стороны в сторону насколько позволяла турель, сопровождая то один, то другой «фоккер» свинцовой струей.
Один фашистский истребитель вспыхнул и камнем полетел вниз. Такая же участь постигла вскоре и другого стервятника. Израненные «МБР-2» благополучно вернулись на свой аэродром.
На груди Миши Советского засверкал первый орден Красного Знамени. Немногие летчики в том тяжелом 1941 году удостаивались таких наград. Юрий радовался и гордился, что теперь ему предстояло летать с таким боевым штурманом.
Одиночное крейсерство — вершина боевого мастерства летчика и штурмана. Одержанные победы в равной степени принадлежат каждому. Летчик пилотирует самолет, выводит его в атаку, штурман рассчитывает курс, определяет точку сбрасывания торпеды и осуществляет залп. Малейшая ошибка летчика сводит на нет все расчеты и умение штурмана, и наоборот.
У Юрия Бунимовича и Михаила Советского таких ошибок не было. В кабине самолета они составляли единое целое.
1943 год для боевых друзей стал годом больших побед.
Вот ее хроника:
- 25 июля 1943 г. - на рассвете в северной части Балтийского моря, подойдя на близкую дистанцию, торпедным ударом потоплен вражеский транспорт водоизмещением 6000 тонн.
- 8 августа 1943 г. — торпедирован и потоплен новейший сторожевой корабль противника.
- 2 сентября 1943 г. — выйдя в море с территории противника, ударом торпеды потоплен транспорт в 4000 тонн.
- 3 сентября 1943 г. — в крейсерском полете в Балтийском море Бунимович и Советский потопили транспорт водоизмещением 8000 тонн.
- 12 сентября и 23 сентября 1943 г. - одержаны новые победы: потоплены два вражеских транспорта общим водоизмещением 12000 тонн.
- 26 сентября 1943 г. — преодолев сильный зенитный огонь кораблей охранения, Бунимович и Советский точным торпедным ударом потопили транспорт в 8000 тонн водоизмещения.
- 30 сентября 1943 г. — потоплен танкер водоизмещением 8000 тонн.
В этом кратком перечне фактов чувствуется почерк гвардейцев. Командир 8-й минно-торпедной авиадивизии полковник А. Суханов в октябре 1943 г. представил боевых друзей к присвоению звания Героя Советского Союза.
Не удалось узнать Юрию Эммануиловичу Бунимовичу, что ему присвоено это высокое звание. 13 января 1944 г., возвращаясь из боевого задания на поврежденном вражеским снарядом самолете, он погиб у родного аэродрома.
22 июня 1944 года не вернулся с боевого задания и Герой Советского Союза Михаил Александрович Советский.
Их боевые товарищи продолжали вести счет потопленным фашистским кораблям. Только в 1943 г. балтийская торпедоносная авиация пустила на дно 56 судов и кораблей противника Герои Советского Союза капитан В. А. Балебин и А П Чернышев, старший лейтенант А. И. Разгонин потопили по 5-7 вражеских кораблей. F
8-я минно-торпедная авиационная дивизия КБФ стала гвардейской. В ее рядах выросло 35 Героев Советского Союза.
Из воспоминаний начальника музея ДКБФ В.И. Гринкевича
Свежие комментарии