Месиво из тел в кольце воланов
движется изящно, как пантера,
Люди-птицы с перьями фазанов,
Амулеты — с ликами химеры.
Каждый год в конце февраля, перед началом Великого поста, вся Бразилия, охваченная непрерывным громом барабанов, отбивающих ритм зажигательной самбы, погружается в самый шумный, яркий и веселый праздник, грандиознейшее шоу на планете. Карнавал в Рио — самый организованный из них.
История карнавала в Бразилии
Как свидетельствуют ученые, в слове «карнавал» лежат два латинских корня – carno (мясо), и vale (прощай). Этот праздник издревле проходил за 40 дней до страстной недели и был своеобразным рубежом, за которым начинался Великий пост. Однако истоки карнавала лежат еще в языческих церемониях в честь древнеегипетского бога Осириса и в Римских Сатурналиях. Когда на смену язычеству пришло христианство, на многие традиции и праздники был наложен запрет. Попал под него и карнавал. Но прошли столетия, наступила эпоха возрождения, и в мрачную атмосферу запуганной инквизицией Европы свежим бризом ворвался настоящий праздник, во время которого люди забывали обо всем, отменялись чины и статусы, раздвигались жесткие рамки приличий и менялись порядки.
Позже европейцы, расселившись по миру, привезли карнавал практически на все континенты планеты, и местные жители с удовольствием эту традицию переняли.
Бразилия карнавал, одно из самых знаменитых зрелищ мира – это экзотическая смесь европейской изысканности, древних индейских традиций и обычаев чернокожих рабов. Истоки бразильского карнавала лежат в ритуальных плясках Черной Африки, пульсирующие ритмы которой, совпадающие с ударами сердца, были завезены в Бразилию вместе с миллионами черных рабов и рабынь. Католическая церковь отыскала место столь «светскому» празднику в своем календаре, и с тех пор его отмечают ровно за семь недель перед Пасхой, за сорок дней до Страстной недели.
Многие спорят, что послужило началом карнавальной традиции. Говорят, в основе его лежит привезенный португальцами «Потешный день» — праздник, когда принято было дурачить друг друга всевозможными способами, обливать водой, обкидывать сырыми яйцами, кукурузой и фасолью. Празднество всегда сопровождалось песнями и плясками. Вскоре к народной португальской забаве с удовольствием присоединились африканские рабы, привнеся туда колоритные обычаи своей родины. Итальянские переселенцы, в свою очередь, привезли в Бразилию частицу сказочных венецианских карнавалов. Так с веками и сложился бразильский карнавал, который теперь каждый год манит в эту страну миллионы путешественников.
Карнавал в ХХ веке
Карнавал как соревнование танцевальных коллективов впервые был проведен в Рио-де-Жанейро в 1932 году. Победу в нем одержала школа самбы «Мангейра» из одноименного района города. В 1950 году одна из школ самбы использовала в своем выступлении повозку с живой скульптурной группой. После этого повозки появились во всех школах без исключения и со временем превратились в современные гигантские и роскошные «аллегорические платформы», освещаемые дизелями.
До начала 60 годов карнавальные костюмы были достаточно бедными и слабо выразительными. Настоящая революция произошла на карнавале в 1963 году, когда школа самбы «Салгейро» вышла на конкурс в роскошных разноцветных костюмах, отделанных перьями.
Последняя «революция» в карнавале произошла в 1976 году. На нем впервые появились танцовщицы «топлес». Несколько лет назад, правда, была предпринята попытка полностью «раздеть» танцовщиц, но успехом она не увенчалась. Комиссия по делам несовершеннолетних сочла нововведение аморальным и вредным для детей и подростков и внесла соответствующий протест. В связи с этим в последних «Правилах проведения смотра-конкурса школ самбы» появился следующий параграф: «Запрещается выступление участников с обнаженными гениталиями даже под краской или при наличии декоративного украшения на таковых».
Впрочем, данный запрет является скорее формальностью, т.к. большинство танцовщиц используют бикини, называемые в народе «зубная нитка», которые весьма условно прикрывают причинные места спереди, оставляя тылы совершенно открытыми и доступными для обзора зрителями и телезрителями.
Карнавал в Рио де Жанейро
Карнавал в Рио в настоящее время, один из самых грандиозных и самых организованных карнавалов в Бразилии. Каждый год самба на пять дней проникает в кровь всех участников и гостей карнавала и на пять дней Бразилия становится африканской страной. Школы самбы (в каждой из которых насчитывается от 3.000 до 5.000 участников) в основном состоят из малосостоятельных людей с городских окраин. На всех карнавалах школы самбы Рио соревнуются друг с другом, и их выступление оценивается специальным жюри
Карнавал: сюжеты выступлений и танцевальные костюмы
Созерцать искристое великолепие карнавального шествия в Рио-де-Жанейро гораздо интереснее, когда понимаешь значение красочных костюмов танцоров самбы и впечатляющих декораций. У всего этого шумного и порой достаточно откровенного действа есть уникальная “enredo” – тема выступления школы самбы!
Carnaval Enredo
Каждый год каждая из сотен школ Самбы Рио-де-Жанейро объявляет свою тему для карнавала, или “enredo” по-португальски, на которой будет основана вся танцевальная композиция школы. Сюжет выступления может быть посвящен историческому событию, знаменитостям, важным событиям в жизни страны, политике и т. д. Тексты песен, дизайн костюмов, танец самба, барабаны и музыка, карнавальный макияж и боди-арт, обувь и невероятные декорации – все содействуют атмосфере Города Самбы и следуют выбранной enredo! Enredo может представлять собой критику либо прославление какого-то события или личности, она может быть посвящена проблемам экологии, достижениям технического прогресса или вообще чему угодно. К примеру, недавно одна из школ сформулировала тему так: «Плавание по бурным океанам навстречу будущему» (речь шла об эволюции судостроения – от Ноева ковчега до современных кораблей).
Бразильский карнавал и, в частности, дефиле школ самбы – это великолепный шанс посмотреть людей и показать себя. Не удивительно, что костюмы его участников отличаются таким обилием стразов, пышных перьев, пайеток, блесток, бисерной вышивки и… голого тела. Из года в год школы самбы делают новые костюмы для парада, расходуя на это довольно значительные средства. ибо в чем попало вам шествовать не позволят. Костюм вам могут выслать заранее по особой заявке, вместе с текстами песен и прочей необходимой информацией.
Хорошо также приехать на карнавал за несколько дней до начала парада, чтобы пройти элементарный инструктаж и принять участие в репетициях «своей» школы. Интересно, кстати, что зачастую костюмы являются унисексовыми.
Все участники парада школы (а их очень много – от 3 до 5 тысяч!), проходят по Самбодрому группами по 100 человек, причем члены каждой группы одеты в одинаковые костюмы, отвечающие выбранной теме.
Топ-модель Наоми Кембел на Карнавале в Рио
Кроме того, костюмы обязаны быть по-карнавальному роскошными, красочными, загадочными и необычными. Например карнавальный наряд известной актрисы Жулиана Паес, представляющую школу самбы Viradouro состоял из 18 тысяч хрусталиков и весил 10 килограмм: «Наряд довольно тяжелый, но я выдержу!», — сказала она .
Карнавальные туалеты в стиле самба довольно сложны, поэтому их начинают готовить задолго до торжества. Наряды должны отвечать двум основным требованиям – они обязаны быть эффектными и при этом достаточно свободными – ведь судьи оценивают не только пышность внешнего вида, но и красоту телодвижений
Культ танцевальных костюмов
Бразильские карнавальные костюмы — это не реквизит из театральной костюмерной, который долгие годы пылится на вешалках и подновляется к очередному спектаклю. Приготовления к карнавалу начинаются заранее – ведь каждый год создаются абсолютно новые танцевальные костюмы и всё карнавальное оборудование. Поэтому их скорее можно сравнить со свадебным платьем — шьются индивидуально для каждой девушки и надеваются раз в жизни.
Залог хорошего дизайна танцевального костюма – фактурные материалы и оригинальная модель. Кроме того, что костюм должен выглядеть фантастически и создавать феерическую атмосферу карнавала, они должны сверкать и переливаться — после карнавала с улиц Рио-де-Жанейро убирают несколько тонн осыпавшейся с костюмов мишуры.
Настоящие фанаты не жалеют на такие костюмы никаких денег. Толпы полуобнаженных чертей и ангелов, рыцари, райские птицы, люди, одетые как футбольные мячи… «Некоторые продают машины или квартиры, чтобы пройтись в одном из этих костюмов», — говорит Пауло Менесес, художественный руководитель школы Mocidade Independente.Сами бразильцы часто приезжают в Рио за две недели до карнавала и регулярно посещают репетиции выбранной школы, ожидая последней примерки готовящегося в это время карнавального костюма.
Костюмы, так и enredo танцевальной композиции представляют все искусство школы самбы. Поэтому дизайн костюма обязан меняться из года в год, его авторы стремятся каждый раз создать нечто невиданное. Однако отличительной чертой всех работ остается обильный декор. Особенно часто используются огромные перья. Эта деталь напоминает о сильном влиянии африканской традиции: дело в том, что для жителей «черного континента» ношение перьевых уборов символизировало возрождение, духовный рост и способность человека подняться над бытовыми проблемами, болью и страданиями.
Также с африканской культурой связана любовь бразильских и прочих карибских карнавальщиков к разным природным материалам (бусинам, ракушкам, стеклу и т.п.) и щедрому макияжу, имитирующему примитивную маску.
Бразильский карнавальный макияж – еще одна традиция, имеющая африканские корни. На тело и лицо наносился ритуальный рисунок. Современные карнавалы полны танцорами, облаченными только в красочный боди-арт и чарующий карнавальный макияж!
Причем краска наносится не только на лицо, но и на тело, что отчасти компенсирует неполную одетость.
Карнавальные костюмы выбрасывают?!!!
Некоторые особо роскошные наряды требуют много места, достигая в высоту 5 метров, а в ширину – и того больше. В этой связи у многих возникает вопрос: а где же их хранят после карнавала? Ведь не выбрасывают же такую красоту!
Еще как выбрасывают!!! И это при том, что каждый костюм стоит очень дорого из-за того, что на его изготовление идут особые, зачастую редкие материалы и месяцы кропотливого квалифицированного труда. Перья, к примеру, берут не абы какие, а фазаньи, и каждое может стоить до 20 долларов. Что касается чемпионских костюмов, участвующих в особом конкурсе, то по цене они вполне сопоставимы с нескромным европейским авто.
Итак, после карнавала костюмы распарывают и выбрасывают, оставляя только каркас из фибергласса. Такое отношение связано не просто с трудностями складирования, оно имеет более глубокие причины.
“Карнавал – это прощание с плотью. Костюмы отправляются вслед за плотью!” – говорит бывшая королева карнавала Эллисон Браун.
Кто знает, может это и правильно. Вместо того, чтобы грустить о прошедшем карнавале, нужно предвкушать будущий.
Так что по окончании карнавальных празднеств костюмы забрасываются куда подальше, чтобы уступить дорогу новым и захватывающим идеям для очередного карнавального безумия! Впрочем, некоторые из них все-таки избегают помойки. Как правило, это костюмы-победители, которые потом появляются эпизодически на различных шоу, олимпиадах и прочих феерических мероприятиях
Каждая школа самбы тратит на изготовление костюмов, повозок и прочих декораций до 40 тонн прессованной бумаги, 80 тысяч метров ткани, 6 тысяч литров краски, не считая тонн клея, гвоздей, полипропилена и противопожарного окислителя.
Свежие комментарии