По заверениям разработчиков, это транспортное средство было построено лишь с одной целью: проведение испытаний поворота многоосных машин.
Однако, не нужно быть спецом, чтобы понять истинное предназначение этого вездехода. Да и время, когда он появился на свет, говорит само за себя. ГПИ-3901, созданный при содействии отраслевой научно-исследовательской лаборатории вездеходных машин, мог быть как четырехосным или трехосным, так и двухосным. Но не только в этом заключается уникальность данной машины. Помимо того, что ГПИ-3901 мог менять колесную формулу, в его конструкцию была заложена возможность изменения отношения колесной базы к колее.Изменяя, как число осей, так и межосевое расстояние, конструкторы пытались найти формулу идеального внедорожника
В движение автомобиль-лаборатория, или, как говорят специалисты, макет, приводился бензиновым двигателем, а поворот осуществлялся так называемым бортовым способом, то есть притормаживанием колес одного борта. Для обеспечения исследовательских испытаний на макет ГПИ-3901 были установлены мерные колеса с датчиками оборотов и потенциометрическими датчиками углов их установки, тензометрический динамометр и тензометрические карданные валы привода разных бортов, датчики оборотов карданных валов, датчики замера усилий в подвесках колес, электрические часы для синхронизации записи процессов и три осциллографа. Весило это транспортное средство, в зависимости от количества осей, от 5 до 9 тонн.
В основном испытания проводились на полигоне в пойме Волги, где, кстати, параллельно с ГПИ-3901 проходила испытания новая разработка Горьковского автозавода ГАЗ-5903, впоследствии получившая маркировку БТР-80. Макет же с 1983 по 1987 год, что называется, работал на износ, потому как испытания возможностей разных колесных формул и разнообразного оборудования, повышающего проходимость транспортных средств, шли круглогодично. В частности, не без участия ГПИ-3901 было сделано заключение, что для обеспечения наибольшей проходимости более рациональна схема поворота машины с управляемой осью, тогда как бортовой способ поворота более энергозатратен и при движении, например, по горам (не будем забывать о шедшей тогда войне в Афганистане) нецелесообразен в силу того, что проходимость машины не может быть увеличена путем выбора правильного режима движения.
ГПИ-3901 стал полигоном для отработки наиболее эффективных схем привода, которые впоследствии использовались на армейских внедорожниках
Не без помощи ГПИ-3901 и математических выкладок, сделанных на основе данных его обширных датчиков, было доказано, что для обеспечения наибольшей проходимости по заснеженным участкам в качестве рулевого управления наиболее рациональна схема управления с одной управляемой осью и колесной формулой 4х4, потому как при правильно выбранном режиме движения проходимость таких машин будет на 13% больше, чем машин с бортовым способом поворота. Кстати, с учетом этих выкладок обе схемы поворота позже были объединены, что нашло свое применение в БТР-90, который, как известно, может поворачивать и как автомобиль посредством поворота колес двух передних осей, и как танк за счет вращения колес разных бортов в противофазе, что существенно увеличивает его маневренность.
Подобные расширители колес сейчас можно встретить в арсенале профессиональных джиперов
Как уже было сказано, на ГПИ-3901 устанавливалось разного рода оборудование, позволяющее обеспечить большую проходимость. Автомобиль примерял на себя и цепи противоскольжения, которые согласно отчету увеличивают тягу транспортного средства на льду и снегу от 20 до 60%, и разного рода дискретные расширители колес, позволяющие увеличить глубину преодолеваемой снежной целины на 25%, и даже резинометаллические гусеницы. Впрочем, последние, как оказалось, способны как значительно увеличить проходимость транспортного средства на рыхлом снегу, так и доставить немало хлопот водителю в связи с периодическим спаданием в момент поворота.
По сравнению с обычными колесами, гусеницы обеспечивают лучшую проходимость, но ограничивают скорость и возможности для маневров
Опробовал на себе ГПИ-3901 и схему, при которой проходимость увеличивается посредством увеличения числа колес на одной оси. Но спарки оказались не столь эффективными, проходимость повышалась менее чем на 10%, а вот габариты автомобиля и нагрузка на узлы и агрегаты подвески увеличивались значительно. В результате такая схема как временное улучшение проходимости для многоколесного транспортного средства была отвергнута. Нашла она свое применение лишь в сельском хозяйстве, где изначально тракторы проектировались под колеса-спарки.
Все расчеты создателей этого внедорожника проверялись на практике. Так опытным путем было доказано, что колеса-спарки не дают ощутимых преимуществ на бездорожье
Не без помощи ГПИ-3901 защищались кандидатские и докторские диссертации… Таким был этот удивительный автомобиль, позволивший не только продемонстрировать возможности транспортных средств с разной колесной формулой, но и подтвердить их цифрами.
Свежие комментарии