
Я скрепя сердце отдавала на растерзание пятилетнего племянника очередную яркую книжку с картинками - полюбившиеся мне истории Ш.Перро, Г.Х.Андерсена, братьев Гримм, русские народные сказки. Книги были очень дорогими, покупали мне их редко.
Тем больнее было видеть, как дорогая моему сердцу книжка валяется под диваном, разрисованная и с порванными страничками.Игрушек мне было не жаль - возможно, поэтому их не отбирали у меня с криками и упреками "Ну не будь ты жадиной, он же ребенок, он же маленький, надо уметь делиться". "А может быть, я подарю ему мячик?" - с надеждой спрашивала я сестру. "Жадина",- припечатывала она.
Жадиной мне быть не хотелось.Я научилась не привязываться к вещам, перестала убеждать окружающих, что книга мне нужна - очень не хотелось слышать очередное оскорбление. Более того, чтобы не слышать это обидное слово, я научилась притворяться, что отдаю книги с радостью - улыбалась изо всех сил, стараясь поддержать имидж "доброй, нежадной девочки".
Но принцип "Надо уметь делиться" работал только в одну сторону - сестра ревностно следила, чтобы ягодки или фрукты с тарелки сын съедал сам, да и брать его вещи мне не разрешалось. Так и росла я в твердой убежденности, что маленькому нужно отдавать все самое дорогое, что у тебя есть по одной простой причине что он - маленький.
Так я считала до тех пор, пока не услышала разговор одной мамы со своей дочкой. Присев на корточки перед девочкой, вцепившейся в чужую куклу, она говорила о том, что вещь - чужая, и ее нужно вернуть законной владелице - девочке чуть постарше, игравшей рядышком в песочнице. Тихим спокойным голосом и простыми, доступными ребенку словами она говорила о праве собственности, об уважении границ других людей, о бережном отношении к своим и чужим вещам. Я завороженно прислушивалась и наблюдала. Девочка вернула куклу подружке, а потом они с мамой ушли.
"А что, так можно было?", "У ребенка тоже есть право на собственность", "Не все желания ребенка должны удовлетворяться по первому приказу", "Нужно с детства учить ребенка понятиям "мое-чужое"- такие мысли крутились у меня в голове.
Вспоминая собственное детство и эту примечательную историю, теперь я никогда не заставляю своего ребенка делиться игрушками, если ему не хочется. Умение делиться вещами, меняться ими придет чуть позже, но вот фраза "Не будь жадиной" в этом вопросе мало поспособствует.
Формировать понятие "Чужая вещь" можно начиная с двух лет. Помните, что у ребенка должно быть право на собственные вещи, игрушки, книги. Нельзя стыдить малыша, высмеивать его или отбирать вещь силой. Конечно, надо учить делиться - но пусть это будут не любимые ребенком вещи, с которыми ему тяжело расставаться.
Разрешаете ли вы своему ребенку не делиться, если ему не хочется? Учите ли вы его делиться, и если да, то как? Всем хорошего дня!
Свежие комментарии