17 августа 1942 г. по приказу командующего Северокавказским фронтом Маршала Советского Союза С. М. Буденного был создан Новороссийский оборонительный район (НОР).
В состав сил оборонительного района входили 47-я армия, Азовская военная флотилия, Керченская и Новороссийская военно-морские базы и сводная авиагруппа.
С 8 октября оборонительный район возглавил генерал А. А. Гречко, ныне Маршал Советского Союза.Частью сводной авиагруппы НОР была морская авиагруппа — МАГНОР. В нее вошли 119-й морской, 62-й истребительный, 18-й штурмовой и другие полки.
Днем 3 сентября плавсредства противника подошли к южному берегу Темргокского залива Азовского моря. На пристани Кучугуры высаживались войска и выгружалась техника.
В воздухе появились три Ил-2 18-го авиаполка и по сигналу ведущего капитана Бориса Касторного начали штурмовку. Гитлеровцы открыли по самолетам зенитный огонь, но ничто не могло остановить черноморцев.
Уже четыре баржи и два катера горели, а штурмовка продолжалась. Лейтенант Борисенко израсходовал весь боезапас и с разрешения ведущего полетел на свой аэродром. Борис Касторный и второй ведомый лейтенант Георгий Попандопуло продолжали атаки.
Внезапно появились три вражеских истребителя Ме-109ф. В завязавшейся схватке самолет Касторного был изрешечен пулями, обшивка центроплана вздулась пузырями, из баков тек бензин, мотор работал с перебоями. А истребители упорно наседали.
Лейтенант Попандопуло храбро защищал своего командира. Вдруг «мессершмитты» нырнули в облака и больше не появлялись. Касторный уходил к плавням Кубани. Мотор работал все хуже. В следующее мгновение винт остановился, и машина с трудом села на песчаную косу вблизи станицы Голубицкой, занятой фашистами.
Немцы заметили штурмовик. Группа автоматчиков бросилась к нему. Капитан Касторный открыл по гитлеровцам огонь. Они залегли. Попандопуло и здесь не оставил друга в беде. Он помогал отбивать атаки наседавших врагов, которые стремились окружить самолет. Время шло, гитлеровцы упорно пробивались к Касторному.
Тогда Попандопуло произвел посадку вблизи штурмовика Касторного, чтобы взять товарища в свой самолет. Капитан понял это и, покидая подбитый Ил-2, поджег его. Затем Касторный сел в машину Георгия. Попандопуло дал полный газ и взлетел перед самым носом автоматчиков, увозя боевого друга.
18 сентября в окрестностях Геленджика появился двухмоторный самолет «Фокке-Вульф-189». За двойной балочный фюзеляж его прозвали «рамой». Экипаж «рамы» корректировал огонь своей дальнобойной артиллерии.
С аэродрома Геленджик поднялась пара ЛаГГ-3 62-го полка. Ведущий пары — заместитель командира первой эскадрильи капитан Семен Мухин, ведомый — лейтенант Борис Маслов. Черноморцы атаковали корректировщика. Экипаж «рамы» яростно отбивался, стремясь уйти в сторону моря. Капитан Мухин был ранен в левую руку.
— Любой ценой уничтожить противника! — приказал но радио командир полка майор В. И. Васильев.
Мухин догнал «фоккера» и нажал на гашетки. Но... кончился боезапас. Тогда на глазах у однополчан и горожан он ударил лопастями винта по хвостовому оперению «рамы».
Героя тарана выбросило из кабины. Раненый летчик сумел раскрыть парашют и стал спускаться в море. Но схватка на этом не закончилась. Два гитлеровца из экипажа «фокке-вульфа» висели на парашютах почти на одной высоте с Мухиным. Охваченные злобой, фашисты стали стрелять в него из пистолетов. Тех, кто видел с земли необычное продолжение поединка, охватило беспокойство за жизнь летчика. Кто-то даже крикнул возбужденно:
— Стреляй в них, мерзавцев! Почему медлишь?
Семен Мухин открыл ответный огонь. Стрелял капитан без промаха. Море стало могилой обоих гитлеровцев.
Семен Степанович благополучно приводнился, и его подобрал катер. Командир МАГНОР генерал-майор авиации П. П. Квадэ, военком полковой комиссар П. Г. Пролыгин и однополчане горячо поздравили капитана с выдающимся подвигом. Вскоре он был награжден орденом Красного Знамени.
Из воспоминаний А.П. Дорохова "Герои Черноморского неба", 1972 г.
Свежие комментарии