На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Разно Всяко

31 676 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр
    А что он по вашему должен был сделать? Я конечно понимаю, что 5 лет прошло с того момента как подняли эту тему, но вс...Яжебабке в маршру...
  • Homo Sapiens
    вполне возможно, те же стимфалиды были не живыми существами, а боевыми машинамиТоп-10: Необычные...

ХАДИ-13: рекордный электрокар из СССР

ХАДИ-13: рекордный электрокар из СССР

 


«Быстрее, выше, сильнее!» — иногда кажется, что такой девиз работал в СССР везде и во всём. В 1977 году харьковские инженеры построили уникальный спортивный электромобиль. Рекорды ХАДИ-13 не побиты и сегодня.

 

История началась в Харьковском автомобильно-дорожном институте, где была открыта специальная лаборатория экспериментального машиностроения.

В этой лаборатории создавались автомобили, предназначенные для установления новых рекордов скорости. Из рабочей мастерской ХАДИ выезжали такие монстры, как «Харьков-3», первый в СССР взявший 200-километровый рубеж скорости в 1951 году, «Харьков-6», сумевший развить скорость 280,156 километров в час в 1953 году на километровой трассе, «Харьков-Л2» с 750-кубовым 100-сильным мотором, развивший в августе 1963 года 286,169 км/ч на озере Баскунчак, газотурбинный ХАДИ-7 1966 года с максимальной скоростью 350 километров в час. Очередной проект лаборатории – ХАДИ-13эМ был не совсем обычен, до этого харьковским рекордсменам не приходилось иметь дело с электромоторами. Разработка электрического спорткара была передана группе студентов, в качестве темы коллективного дипломного проекта. Руководил группой Владимир Константинович Никитин, известный конструктор и заслуженный мастер спорта СССР.
В основу ХАДИ-13эМ был положен гоночный реактивный автомобиль ХАДИ-9. В своё время ХАДИ-9 готовился стать рекордсменом с мировым именем. Согласно технической документации, его расчётная скорость составляла 1200 километров в час. Машина оборудовалась турбореактивным двигателем РД-9БФ (от истребителя МиГ-19). Шины автомобиля были заменены на металлические диски, а тормозная система с пневматическим приводом дополнялась тормозным парашютом. Трассы, которая смогла бы раскрыть все возможности ХАДИ-9 в СССР так и не нашлось, автомобиль тестировали на озере Баскунчак, где он развил всего 800 км/ч. Там же разработка засветилась в художественном фильме «Скорость», в роли суперкара "Игла-02 SR". После этого автомобиль вернули в Харьков, и ХАДИ-9 довольно быстро разрушился из-за интенсивной коррозии, вызванной соляным раствором с поверхности Баскунчака.

 

ХАДИ-13: рекордный электрокар из СССР

 


Итак, вторую жизнь ХАДИ-9 получил уже в «электромоторном» обличии. Стреловидная форма одноместного кузова (разработка преподавателя М. Шапошникова) обеспечивала отличные аэродинамические показатели. Сам кузов был построен из стеклопластика, для снижения веса автомобиля. В снаряжённом виде масса автомобиля составляла всего 350 килограммов. Каждое из колёс получило независимую подвеску. Электродвигатель мощностью всего 10 киловатт (13,4 лошадиные силы) расположили в задней части кузова, источником тока служили 10 серебряно-цинковых батарей. В сентябре 1977 года состоялись тестовые заезды. Испытания принесли два всесоюзных рекорда для электромобилей в «весовой категории» до 500 килограммов. До настоящего времени эти рекорды так и не были побиты: на километровой дистанции со стартом с хода автомобиль развил 161,5 километра в час; на той же трассе со стартом с места – 115,8 километра в час. О дальнейшей судьбе проекта сотрудники Харьковского института не сообщали, но одно известно точно – ХАДИ-13эМ и сегодня остаётся самым быстрым лёгким электромобилем.

источник

наверх