В 200 метрах над землей на скорости 300 километров в час его машина столкнулась с птицей, которая пробила козырек фонаря и влетела в кабину. Осколки стекла засосало в воздухозаборник единственного двигателя, и он мгновенно вышел из строя.
- Так как я летел без опущенного светофильтра, то перья попали мне в лицо.
Поморгал, протер глаза и сразу обратил внимание, как работает двигатель - обороты стремительно падали. Поначалу хотел развернуть самолет на посадочную полосу, но тут понял, что не дотяну. Группа руководства полетами на земле спрашивала обстановку, и команду катапультироваться из-за помех радиосвязи я уже не расслышал, - рассказывает Михаил Еманов.
В минувшую пятницу в Краснодарском высшем военном авиационном училище летчиков имени Серова состоялась торжественная церемония награждения орденом Мужества курсанта 5-го курса Михаила Еманова. Высокая государственная награда присуждена ему указом президента за героический поступок - пилот сумел после столкновения с птицей увести учебный самолет от населенного пункта и экстренно посадить в поле.
Награждение провел статс-секретарь - заместитель министра обороны РФ Николай Панков. В торжественном мероприятии на плацу приняли участие начальник ГУ кадров Министерства обороны РФ Виктор Горемыкин, командующий войсками Южного военного округа Александр Дворников, преподаватели училища и курсанты.
- Хочу вспомнить широко известные слова: "В жизни всегда есть место подвигу". И сегодня мы собрались, чтобы чествовать человека, чья готовность рисковать своей жизнью во имя жизней других людей вызывает искреннее уважение. Это сержант Михаил Еманов. Министр обороны Сергей Шойгу отметил, что Михаил начал свой боевой путь с опережением - смог применить знания и навыки в чрезвычайно сложной ситуации, тем самым подтвердив, что наши военнослужащие способны выполнять поставленные перед ними задачи. Хочу выразить слова благодарности за воспитание настоящего патриота родителям Михаила Людмиле Игоревне и Николаю Владимировичу, которого, к сожалению, сегодня с нами нет. Благодарю командование, преподавательский состав, весь коллектив училища за большой вклад в подготовке кадров, - сказал во время вручения ордена статс-секретарь - заместитель министра обороны РФ Николай Панков.
....Ясное небо, безветренно, хорошая видимость. Сержант Михаил Еманов пилотировал Л-39 ("Альбатрос") - небольшой учебный самолет, на котором совершают свои первые полеты будущие экипажи истребителей и штурмовиков: отрабатывают элементарные боевые навыки, связанные с перехватом воздушных целей. Юноша готовился уже к третьей заправке, чтобы подняться в небо и отработать сложный пилотаж.
Когда сын мне сообщил о случившемся, я ничего не поняла, думала, просто посадил самолет, - признается мамаКак вспоминает курсант, в тот момент он не на шутку испугался, но затем быстро взял себя в руки. Вблизи находились хутор Косинов и газонаполнительная станция - был риск, что оставленная машина рухнет на крыши домов. Спокойно, без паники, Михаил перевел самолет на снижение. Впереди расстилалось заросшее поле с цепочкой линий электропередачи. Самолет аккуратно нырнул под провода и замер на земле. Правда, выпустить шасси так и не удалось. Но курсант успешно совершил посадку (при полном баке топлива), после чего оперативно доложил обстановку руководству.
Кстати, свой поступок Михаил героическим не считает: сделал то, что сделал, каждый бы так поступил на его месте.
- Героизм начинается там, где кончается профессионализм. Это просто работа, - уверен парень. - Решение не катапультироваться принял сознательно, в то же время я был готов покинуть самолет в самый последний момент. Когда сел, почувствовал, как гора с плеч упала.
После происшествия Михаил сразу позвонил родным в Армавир, чтобы те не тревожились. Из его лаконичного, без лишних подробностей рассказа мама и жена поняли одно: была жесткая посадка. Все предстало в истинном свете, как только весть о подвиге молниеносно разлетелась по федеральным каналам.
- Когда сын мне сообщил о случившемся, я ничего не поняла, думала, просто посадил самолет, - признается мама Михаила Людмила Игоревна. - Но вечером новостями запестрил интернет, и мне стало плохо. Смотрела его по телевизору, и слезы накатывались.
Благодаря профессиональным действиям летчика самолет не получил значительных повреждений, и после ремонта его снова ввели в строй.
- Командир полка его облетал, и я садился в этот самолет после того случая. Любимых бортов не бывает, но этот, наверно, исключение: теперь он мне не безразличен, - добавляет Михаил.
Сейчас курсанту 27 лет. На выбор военной профессии повлияли примеры в семье - родной брат мамы, Сергей Балуев, окончил училище в Борисоглебске, летал на штурмовиках, еще один дядя, Александр Горшков, - тоже военный пилот. Их рассказы о небе зажгли в сердце подростка мечту. И путь к ней был непростым. Две неудачные попытки поступления, на третью Михаил был зачислен в дополнительные списки училища... и снова промах. Только в 2014 году после военной службы в зенитно-ракетном полку Таманской мотострелковой дивизии он успешно сдал все экзамены и был определен на специальность летчика истребительной авиации.
Кстати
За несколько недель до вручения ордена Мужества Михаила отметили именной наградой на Всеармейском фестивале "Армия России-2018". И он очень гордится тем, что награду ему вручил лично министр обороны России Сергей Шойгу.
Свежие комментарии